Демографические проблемы на словах очень волнуют тверских чиновников, они озабочены «народосбережением», увеличением рождаемости и улучшением качества жизни, правда в реальности ничего подобного не происходит. Тверская область продолжает оставаться вымирающим регионом. В 2017 году на встрече губернатора Игоря Рудени со вновь избранным депутатским корпусом Тверской городской Думы прозвучали высокопарные слова о необходимости выработки демографической политики, нацеленной на рост народонаселения в областном центре. Игорь Михайлович даже поручил «единороссовскому» большинству в ТГД принять специальную социальную программу по этому вопросу, но воз и ныне там. Никаких программ не было и нет.
Что же сейчас происходит с демографическими характеристики населения Тверской области? Посмотрим последние данные Тверьстата. Например, в первом квартале 2019 года в регионе умерло 5355 человек, а родилось только 2676. Естественная убыль населения составила 2679 человек. В пересчете на 1000 человек показатели выглядят следующим образом: 8,6 родившихся на 17,1 умерших. Такими цифрами сейчас никого не удивить. Практически вся область вымирает, небольшой рост показывает только город Тверь, и то в основном за счет миграции.
Кстати, показатели миграции тоже растут. Разница между прибывшими и выбывшими, правда, небольшая – за первый квартал 2019 года прибыло 9920 человек и выбыло 9484. Но это только голые цифры, куда интереснее узнать, кто именно приезжает в Тверскую область и кто из нее уезжает. Например, если посмотреть детализированную информацию, то выяснится, что из СНГ приехало 2039 человек, а выбыло 818. Из других регионов России в наш регион пожаловали 3468, а покинули 4395 человек. Выводы здесь простые и очевидные: в область растет количество рабочих-мигрантов из ближнего зарубежья, а вот сами жители Тверского края стремятся уехать отсюда в другие регионы. Не думаю, что мы сильно ошибемся, если предположим, что первой в списке предпочтений у уезжающих из тверского региона является город-герой Москва.
В статистике нет данных по миграции населения внутри области за первый квартал 2019 года, но тенденция здесь не меняется уже давно. Население малых городов и сельских районов постоянно уменьшается за счет низкой рождаемости и бегства молодежи в Тверь, Москву и Питер. Именно бегства, потому что нормальной жизни там, где нет доступной медицины и рабочих мест, не может быть по определению. Сочетание этих факторов просто обезлюдивает районы области.
А в целом это дает эффект вымирания всего региона. Вдумайтесь только: последний раз население нашей области росло в 1989 году! Тогда в Калининской области было зафиксировано 1 670 117 человек. Для сравнения: в 2019 году нас осталось всего 1 269 650 человек. За 30 лет – без войн и эпидемий – минус 400 тысяч человек. Это практически все население нашего областного центра. Это катастрофа, с которой нынешняя власть ничего не может поделать.
Да, на федеральном уровне был принят закон о материнском капитале, принята программа выплат на рождение первого и второго ребенка, но это только притормозило сползание в демографическую пропасть, а не прекратило его. На региональном или муниципальном уровне нет практически ничего. Выделение земельных участков многодетным семьям в Твери превратилось в профанацию, когда землю предоставляли за 50-60 километров от областного центра, зачастую в оврагах или на болоте, безо всякой инфраструктуры.
Это именно тот случай, когда проще сказать, кто виноват, чем, что делать. Но начинать надо с малого, принимать соответствующие программы на местах, пусть с ограниченными бюджетами, но с реальной помощью для молодых семей, для многодетных, для матерей-одиночек. В первую очередь это касается областного центра. Вкладывать деньги не в бессмысленное благоустройство, которое превращается в пустое осваивание средств, а принять реальную демографическую программу. Этого требует элементарный здравый смысл, правда, откуда его взять тверским чиновникам?